Поход за зипунами Степана Разина

Поход за зипунами Степана Разина

Сведения о событиях в допетровской Руси можно почерпнуть только из сохранившихся летописей и устного народного творчества. Но летописи содержат лишь хронологию событий и краткие описания, которые часто зависели от взгляда власть имущих на происходящее. Народный эпос не всегда достоверно окружает некоторых участников событий только ореолом справедливости, отваги, героизма. Также преподносятся в нем и события восстания Степана Разина. В частности предшествовавший ему поход за зипунами.

Все доступные сегодня сведения, которые содержатся в официальных источниках о истории создания Русского государства, собраны по крупицам именно из летописей и народных преданий. Наиболее полное отражение периода походов и восстаний вольного казачества можно найти в исследованиях историка Н. И. Костомарова.

Толковать приведенные в его исследованиях факты можно различно. Как положительных высказываний о воровских походах, так и отрицательных, в книгах предостаточно. И так, посмотрим, так ли безобиден и необходим был поход за добычей в 1667-1669 годах.

Что такое походы за зипунами

Казачество в 17-18 веках не занималось земледелием. Их обязанностью была военная служба. Естественно за вознаграждение. Но хлебное довольствие в то время выплачивалось не только не регулярно, но иногда с годовыми задержками. Казаки и беглая крестьянская голыдьба, скопившая на Дону, нашли такой источник в добыче от набегов на соседей.

Почему вынужденный разбой стали называть походом за зипунами? Зипун был частью казацкой или крестьянской одежды и возможно был одной из желанных составляющих добычи. Но отнять его можно было только у представителей такого же весьма небогатого сословия. Поэтому рассказы, что грабились только богатые купеческие караваны, весьма сомнительны.

Первая часть похода

Началом похода называется май 1667 года. Но к этому времени основной костяк отряда Степана Разина был уже сформирован. В различных источниках его численность указывается от 400 до 1000 человек. Первыми жертвами грабежей стали суда, торговые пути которых проходили по Дону. Следующей целью разинской ватаги была Волга.

Первую стоянку отряд выбрал на высоких холмах около городка Паншина, который, как и Рада, уже давно служил приютом для казачьих воровских ватаг. Попытки вернуть на путь истинный новоиспеченного атамана вольного войска со стороны царского воеводы и духовных особ закончились безрезультатно. В стан к Разину пробраться никто не смог.

Далее, вероятно по речке Камышинке, разинский отряд перебрался на Волгу. К этому времени он был уже достаточно многочисленным. Как и полагается в казацком войске, отряд делился на сотни, десятки, со строгим подчинением начальству. Благодаря такой дисциплине воровские вылазки были достаточно успешными.

Весенний караван, плывший из Нижнего в Астрахань, стал первой волжской добычей. Струг со ссыльными казаки не тронули, а вот струг гостя Шорина с казенным хлебом был обчищен.

Начальник отряда сопровождения был изрублен, целовальники подвергнуты пыткам, приказчик купца повешен. Не менее страшная участь постигла и хозяев других судов. Они были повешены, заколоты или брошены в воду. Самое малое наказание получил казначей. Его просто оставили раздетым на береговом песке.

Сегодня это нам кажется крайне жестоким. Но в то время видимо было обычной пиратской практикой. Большая часть, а возможно все ссыльные стрельцы и ярыжники с захваченных судов перешли в отряд к Степану Разину.

В конце мая, начале июня уже тридцать стругов с отрядом Разина подошли к Черному Яру. Ожидаемого кровопролития не произошло. Казаки и ратники в городе заключили безмолвное перемирие. Далее путь разинских соратников лежал вниз по реке к Бузану. Здесь тоже была предпринята попытка вразумить вольного казака. Результатом стало ранение воеводы Семена Беклемишева. После его рассказов о мучительных пытках с подвешиванием на мачте попытки вернуть в родное лоно жестоких разбойников закончились.

Как все события восстания Степана Разина, так и этот поход показали, что в воинской смекалке, знании тактики, стратегии противника атаману не откажешь. До городка Красный Яр у места впадения Волги в Каспийское море отряд добрался по небольшому протоку Бузани. Далее тоже по одному из многочисленных рукавов, в город Яик. О грабежах или погромах в городе не известно. Но его стрелецкого голову Ивана Яцына атаман приказал казнить за неудачную попытку захвата части ватаги.

Здесь упоминается о первом разладе в казалось бы уже сплоченном войске. Некоторые вновь примкнувшие стрельцы отделились и пошли на Астрахань. После безрезультатных уговоров о возврате большая часть их была зарублена и сброшена в воду. Кстати сказать, все уверения в доброй воле новых кандидатов на вступление в отряд заканчивались одинаково. Добрая воля на деле была похожа на принуждение под угрозой смерти.

Уже ближе к осени ватага переместилась в самое устье реки, в урочище Емансуга. Здесь ее путь отмечен разгромом местных татар, захватом женщин и детей в полон. Порезвившись в степях, Степан Разин с командой отправился в Яик на зимовку.

Холода вольные люди пережили благодаря неожиданной дружбе с калмыками, разбившими свой стан неподалеку. Удачной торговле между ними не смогли помешать даже попытки привлечь калмыков к захвату разинской стоянки. В наказание за попытку раздора были казнены переговорщики, отправленные воеводой в стан врага.

Вторая часть похода

Зимнее затишье закончилось в марте 1668 года. Поход за зипунами был продолжен, но переместился уже на морские просторы. В летописях за целый год нет ни одного точного упоминания о промысле отряда Разина на Каспии.

Все, что известно об этом периоде, взято из устных повествований. Насколько они правдивы, не известно.

В то время прибережные территории нельзя было назвать дружественными. Принуждение к переходу в мусульманскую веру, захват в рабство, торговля рабами, грабежи торговых судов там были нормой.

Первый удар участников похода за зипунами пришелся на Дагестан. Не сумев занять город Тарки, казаки направились к Дербенту. Естественно этот поход сопровождался грабежами и насилием.

Часть Дербента, Шабран, Баку более, чем за год постоянных налетов постепенно превращались в развалины. При этом потери казаков были минимальны. Сопротивление, которое оказывали жители городов, преодолевалось без труда. Наказание было жестоким. Грабились все без разбора, от купцов, до беднейших крестьян. Разрушенные дома, забитый скот, уведенные в плен женщины и дети. Все это казацкий поход на Каспий.

Персидский период

Разорив северную часть побережья, отряд Разина, в котором к тому периоду насчитывалось больше шести тысяч казаков, двинулся к персидским берегам.

Здесь проявилась хитрость предводителя казачьего войска, о которой упоминают почти все его современники. Оценив превосходство сил, которые ждут подхода отряда к городу Раша, Разин предложил переговоры.

Трудно сказать почему иранские правители на них согласились. Не может быть, чтобы слухи о казачьих набегах на Дербент и Баку не достигли этих берегов. Но факт остается фактом, переговоры состоялись. Только результат их был не таким, как ожидали городские правители. Захват в заложники хана Будара дал возможность обосноваться на пристани и даже получать ежедневное денежное довольствие.

Можно было ожидать, что идиллия долго продолжаться не сможет. Пьянство до добра не доводит. И по одной из версий оно стало причиной бегства казаков из Раши. Пьяные вояки стали легкой добычей городских жителей. Избитые до полусмерти они ретировались на свои суда, а позже и совсем из города. Есть упоминания, что после первой победы над казаками персы осмелели и сделали несколько удачных морских вылазок для вытеснения их судов с окрестных вод.

Следующая пристань казачьего войска, порт Фарабат был не столь гостеприимен. Результатом сопротивления явился настоящий погром. Разрушенные и сожженные здания, многочисленные пленники, убитые. По другой версии часть жителей ушла в горы, но поверив «правдивым» заверениям послов из войска Разина вернулась. Такая же страшная участь ждала их уже через несколько дней.

Единственные жители, которых Разин приказал не трогать, это христиане. Их точное происхождение не известно. Скорее всего они были потомками привезенных в Персию пленников.

Зимовка казаков прошла в Фарабате, вернее на одном из окрестных островков. Здесь была сделана попытка создать поселение из пленников христиан. Почти все обмененные на заложников христиане верили в освободительную миссию казаков и пополняли ряды вольного отряда.

К этому же периоду относятся попытки осесть на Каспии легально. Послы во многих городах, в том числе и в городе Испагани, рассказывали привычную сказку о тиране московском правителе, от которого сбежали все казаки, приплывшие с Разиным на Каспий.

Не всегда заверения в мире и добрых намерениях принимались на веру. Слухи о событиях в Раше, и даже в Дербенте уже достигли ушей всех жителей окрестных территорий. В это же время подоспело и официальное известие от московского правителя о настоящих целях беглых казаков.

Подготовить боеспособный флот для зимней атаки на незваных чужеземцев в Персии не успели. Казаки с началом весны направились в сторону Трухменских земель, где и продолжили список своих «побед».

Финал похода Разина за зипунами

Опустошив прибережные улусы, казаки направились обратно, к своей базе в Фарабате. Здесь их уже ждали подготовленные за зиму-весну войска и черкесские наемники. Впрочем, даже финал похода, переросшего в начало цепочки событий восстания Степана Разина, можно считать достаточно успешным.

Из семидесяти судов под предводительством Менеды-хана, были потоплены почти все. Во всяком случае, как утверждают предания, только три судна с ханом на борту одного из них спаслись бегством. По одной из версий возможность одержать легкую победу дала ошибка персов. Пытаясь окружить казаков, они сцепили свои суда прочной цепью. Подбитые суденышки тянули за собой на дно сразу нескольких соседей.

Добыча была более, чем шикарной. Кроме персидских тканей, золота, драгоценностей, в руках казаков оказались сын персидского Менеды-хана и его сестра. Именно о ней поется в песне о Стеньке Разине. Говорят, что атаман, взяв ее в наложницы, действительно привязался к прекрасной персиянке. В песне красавицу атаман бросает за борт, как было на самом деле не известно.

Но вся эпопея с походом закономерно подходила к ожидаемому концу. Большие потери в боях с ханскими войсками и при набегах на улусы, гибель двух верных соратников заставили атамана задуматься о возвращении на родину.

К потерям прибавились новые невзгоды. После победы над ханским флотом прекратилась любая поддержка по стороны местных жителей. А это постоянное отсутствия хлеба и другого продовольствия, пресной воды.

Скорее всего, первоначальной целью Разина было достижение славы, но не на чужбине, а в родном отечестве. Поход за зипунами всего лишь средство получения желаемого богатства, которое нужно для привлечения огромного количества соратников. Поэтому решение о возврате не было спонтанным и вынужденным.

Не ожидая подготовки новых сил для обороны персидских берегов, казаки направились в обратный путь. Маршрут был известен, через Волгу. О том, как проходило возвращение домой можно только догадываться. Для добывания провизии и воды был только один путь, это набеги на прибережные поселения.

Возвращение в Астрахань было обставлено с подобающей разгульным казакам помпезностью. Разбрасывание золота, подарки, гуляния продолжались не один день.

После переговоров с главой Астрахани казаки получали возможность выдвинуться на Дон, отдав при этом вооружение, часть добычи и всех пленников. Но Разин остался верен себе, проигнорировав обещание.

Благородный рыцарь или обычный пират?

Определенный образ благородного разбойника, созданный в песнях и преданиях, меркнет при ближайшем рассмотрении. Во всяком случае, поход за зипунами нельзя назвать вынужденной добычей пропитания. Нет нигде упоминаний о том, что добыча, доставшаяся казакам при набегах, раздавалась нуждающимся. Нет даже фактов, что казаки, участвовавшие в походе, возвращались к семьям и приносили им трофеи. Есть только сведения о том, что местом приюта вольных казаков перед основным восстанием стал Кагальницкий городок.

То, что каждый из набегов, особенно при выходе отряда на морской промысел, сопровождался насилием, тоже есть немало фактов. Сожженные и разрушенные города это только часть айсберга. Подлинно не известно количество убитых и плененных, так же как и дальнейшая судьба пленников.

Как во время похода, так и во время основных событий восстания Степана Разина, попытки уйти из войска или отказы в него вступить сопровождались угрозами и убийствами.

Никаких целей для улучшения жизни казачьего сословия на этом этапе восстания не ставилось. Каждый из участников воровских ватаг действовал только в собственных интересах.

Да и самого атамана нельзя было назвать остро нуждающимся в срочном пополнении запасов провианта. Родился он в семье зажиточного казака Тимофея Рази. Некоторые называют причиной агрессивности Степана в зрелом возрасте убийство брата, самовольно покинувшего службу. Эту же причину называл и сам Степан на допросах в суде перед казнью.

Но, тем не менее, этот агрессивный нрав или жажда мести никак не проявлялись до 35 лет. И только в зрелом возрасте Степан Разин подался в поход за зипунами. Скорее всего, это была обдуманная подготовка к основному восстанию и проверка боеспособности казачьего войска.

К тому времени он уже имел большой опыт в ведении переговоров от лица Донского казачества, участвовал в боевых действиях против Османской империи, в походах на Крымское ханство. Поэтому его предводительство в походе казачьей голытьбы по какой-то иной причине логически не объяснимо.

Первый же результат похода, блокировка торговых путей на Волге негативно сказался на развитии сразу нескольких городов Руси и отношениях с другими странами. О негативных последствиях разбойных гулянок казаков в Каспийском море история умалчивает. Но вряд ли этот вклад был позитивным.

Но песни о благородстве Стеньки Разина поют до сих пор. И возможно до сих пор многие считают его благородным рыцарем своей эпохи.

Кто знает истину? Все летописи или иные письменные источники тех времен отражают точку зрения власть имущих. А народному эпосу чужды точная хронология или объективная подача причин и следствий поступков воспеваемых героев.